При строительстве кабельных сетей связи волоконно-оптические линии связи имеют ряд преимуществ, к которым относятся:
- электромагнитная помехозащищенность;
- малое затухание;
- сверхширокополосность и др.
В то же время при монтажных работах оптоволокно требует внимательного к себе подхода. Оптический кабель имеет свои конструктивные особенности, которые учитываются в технологии строительства ВОЛС и его дальнейшей эксплуатации. Так, при прокладке оптоволокна должны жестко соблюдаться рекомендуемые производителем физические ограничения.
Обязательный подготовительный этап строительства линии ВОЛС предусматривает входной контроль строительных длин, при котором кабель осматривают на предмет повреждений и оценивают его оптические характеристики, далее следует этап непосредственной прокладки кабеля.
Особенности воздушной подвески кабеля
При прокладке оптоволоконных линий связи могут использоваться различные варианты их размещения. Подвеска ОК имеет ряд достоинств по сравнению с другими способами строительства:
- сжатые сроки и меньшая стоимость строительства;
- нет необходимости исследовать грунт, отводить земельный участок и проходить согласования;
- снижение риска повреждений.
К недостаткам можно отнести неэстетичность, воздействие неблагоприятных погодных условий, сложность расчетов нагрузок при эксплуатации.
Оптоволоконный кабель подвешивается к стальному тросу, натянутому между опорами на консолях, или на специальных консолях со встроенным тросом.
Важные моменты при монтаже и эксплуатации оптического кабеля:
- температура воздуха при прокладке не должна опускаться ниже 10° С;
- при монтаже следует придерживаться допустимых растягивающих и раздавливающих нагрузок;
- все работы должны осуществляться сертифицированными организациями.
- в процессе прокладки стрелы провеса должны быть больше проектных величин.
Условия прокладки волоконно-оптического кабеля в грунт
Прокладка непосредственно в грунт или методом пневмозадувки в предварительно проложенную защитную пластмассовую трубку является одним из современных способов укладки ВОЛС. Если грунт относится к I-III группам, то монтаж производиться бестраншейным способом посредством кабелеукладочной техники.
В местах со скальным грунтом применяется строительная или буровзрывная техника. Если присутствуют подземные коммуникации, то прокладка кабеля производится в предварительно разработанную траншею.
При пересечении авто- и ж/д дорог кабели прокладывают в асбестоцементные или полиэтиленовые трубы с выводом по обе стороны от подошвы насыпи или полевой бровки.
Если в месте трассы уровень грунтовых вод высокий, то предусматриваются защитные мероприятия. В лесной местности прокладка ведется через существующие лесные дороги и просеки.
Требования на прокладку оптического кабеля в кабельной канализации и коллекторах
Как правило, прокладка производится в существующую кабельную канализацию местных сетей связи. В исключительных случаях делается докладка каналов к существующей кабельной канализации или постройка новой.
Прокладка осуществляется в свободные каналы, расположенные в середине блока по вертикали и у края по горизонтали. В свободном канале допускается прокладка до 6 кабелей.
Оптические кабели с броней из стеклопластиковых стержней, стальных проволок или лент, с защитной полиэтиленовой оболочкой поверх брони могут прокладываться как по свободным, так и по занятым каналам.
В одном канале допускается прокладка нескольких кабелей или защитных полиэтиленовых труб при условии, что суммарная площадь поперечных сечений кабелей не превышает площадь канала.
В коллекторах и тоннелях метро ОК должны иметь внешние защитные пожаробезопасные оболочки.
Прокладка оптоволокна через водные преграды и подземные коммуникации
Неглубокие озера или реки (до 6 метров) с несильным течением и с плавным рельефом дна переходят бестраншейным способом с заглублением до 1,2 м, используя ножевые кабелеукладчики.
Так же без создания траншей кабель укладывается через болота глубиной не более 2 метров. Если глубина водоема не превышает 0,8 метров, то оптоволокно прокладывается механизированной колонной. Тракторная лебедка применяется на глубине до 2 метров с илистым дном.
Если река судоходная, то трасса должна проходить ниже по течению от автомобильных и железнодорожных мостов на дорогах магистрального значения.
Проектирование кабельных переходов через судоходные, сплавные реки и другие водные преграды, а также через подземные коммуникации с применением метода ГНБ должно осуществляться одновременно с разработкой рабочего проекта на прокладку кабеля на основании утвержденного задания на проектирование, акта выбора трассы и материалов изысканий и согласований.