Почти 100% общего мирового интернет-трафика  проходит по подводным оптоволоконным линиям связи, которые обеспечивают быструю передачу большого объема данных между странами с высокой скоростью.  Этот вид связи самый эффективный, поэтому несмотря на сложность реализации проектов и их большую стоимость (цена 1 км сети подводной оптики порядка 2,5 млн. рублей), данное направление развивается.  Предшественником подводных ВОЛС являлись коаксиальные линии, которые были изобретены в начале века для прокладки трансатлантической подводной телеграфной линии связи, а в дальнейшем использовались в области радио.

Оптоволокно проложили под водой в 1985 году, через 3 года был проложен трансатлантический телефонный оптический кабель (TAT-8) между Америкой и европейскими странами. Сегодня  общая длина волоконно-оптических линий  на земле более 1 млн км, а их средний срок службы составляет 25 лет.

vols_map2
Оптоволоконные линии, соединяющие страны и континенты.

Магистрали под водой

Мировых подводных магистралей сегодня проходит огромное количество. Но самое большое количество ВОЛС соединяет североамериканский и европейский континенты.

Трансатлантическая ВОЛС между Канадой и Великобританией длиной более 5 тыс. км позволяет осуществлять передачу информации на скорости 100 Гбит/с. Магистраль обладает значительной емкостью благодаря использованию технологии когерентного приема.

Крупнейшая  оптоволоконная сеть США-Япония проходит через Тихий океан и имеет длину более 20 тысяч км. Эта магистральная сеть после модернизации обладает пропускной способностью около 600 Гбит/с. Эти два государства соединяет и другая подводная магистраль протяженностью около 10 тысяч км  и с пропускной способностью 4,8 Тб/с. Реалbзация этого проекта стала возможной благодаря компании Google. ВОЛС длиной около 20 тыс. км аналогичной емкости связывает США, Китай и Южную Корею  и носит название Trans-Pacific Express .  Подводная интернет-магистраль  Asia-America Gateway соединяет Азию и Америку с точками в Гонконге и на Гавайских островах.

Подводные ВОЛС в нашей стране

Оптоволокно под водой на территории России начали прокладывать с 90-х гг и соединили Россию с такими странами как Япония, Турция, Корея, европейскими государствами. В 2007  году начала функционировать дальневосточная подводная ВОЛС как часть сети между Японией и РФ. Ее длина  более 200 км, а пропускная способность — 2,5 Гбит/с  емкостью 40 каналов по 10G.

В этом году было объявлено о начале работы  подводной ВОЛС Камчатка – Сахалин – Магадан, арендаторами которой выступают крупнейшие операторы. Для жителей дальневостояного региона прокладка оптоволокна означает недорогой высокоскоростной Интернет, телефонную связь и цифровое телевидение.

Технология прокладки ВОЛС под водой

Прокладке оптоволоконных линий под водой предшествуют работы по исследованию геологии и метрологии, замеру глубин, выбору оптимальных маршрутов и наилучшего типа оптоволоконного кабеля, тестирование  и монтаж энергоснабжающего  оборудования и усилителей, закапывание кабеля и его пуск в работу.

Суда-кабелеукладчики используют оптоволоконные кабели толщиной 7-10 см, защищенные от повреждений бронированной оболочкой.  Через один такой кабель  проходит трафик миллионов пользователей.

podvodny-kabel_1
Так выглядит подводный оптоволоконный кабель.

Прокладка оптоволокна под водой  — дорогостоящая технология, где стоимость километра кабеля достигает 2, 5 млн. рублей и более. Строительство трансатлантического кабеля длиной  3 тысячи километров будет стоить порядка 7,5 млрд. рублей.

Прогрессивные технологии меняют методы передачи данных по оптоволокну: если раньше для восстановления и усиления сигнала на определенных промежутках использовались регенераторы, то сегодня применяются мощные усилители сигнала.  А для большей безопасности и увеличения срока эксплуатации кабель закапывается. Условия пролегания сети (береговая это линия или глубина) и другие ее особенности будут диктовать и применяемые решения по прокладке магистральных линий.