Первая передвижная станция использовалась оператором NTT DoCoMo (Япония) для работы в условиях чрезвычайных ситуаций. В дальнейшем опыт взяли на вооружение операторы во всем мире.
Стационарные базовые станции связи устанавливаются как отдельно стоящие сооружения или на административных (нежилых) зданиях. В полевых условиях, в чрезвычайных ситуациях или во время крупных мероприятий развертываются мобильная система связи, размещенная на подвижном шасси (например, автомобиле) и поддерживающая тот или иной участок сети. Такие БС способны к автономной работе и не требуют подключения к внешним источникам электропитания.

meg
Передвижная базовая станция «Мегафона».

Мобильные станции, как правило, подразделяются на «прицепные», «автомобильные» и «контейнерные». Типовое наполнение передвижной станции, как правило, имеет автономную дизель-электрическую станцию (способную обеспечивать электричеством до нескольких дней), оборудование для кондиционирования и аппаратную.
Самые распространенные транспортные средства для размещения систем – «Газель», МАЗ, «Ford», КамАЗ, ЗИЛ, «Урал». В кузове транспортного средства или в прицепном контейнере монтируются небольшие по размеру блоки базовой станции. Высота мачты для антенны обычно 12-25 метров. Инженеры выставляют ее при помощи гидравлического подъемного механизма или вручную. Развертывают комплекс в течение нескольких часов. Обычно МБС может покрывать радиус 5-20 км, усиливая сигнал связи. За работоспособностью оборудования следят инженеры в составе экипажа.

obrudovaniebs
Оборудование мобильной базовой станции.

В России использование мобильных комплексов строго регламентировано и для временного включения таких станций необходимо получить специальное разрешение органов надзора. Нужно рассчитать и согласовать место установки, стандарт, диапазон, количество необходимых радиочастот, высоту антенн с регулятором – по времени это требует порядка 14 дней (для штатного использования). В условиях стихийных бедствий и других ситуаций согласования происходят очень быстро.